Модель инклюзивного образования в ДОУ 565

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
Кадетская школа – интернат «Екатеринбургский кадетский корпус
войск национальной гвардии Российской Федерации»
Структурное подразделение Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию
детский сад № 565

Модель инклюзивного образования в ДОУ «Д/с 565»

Екатеринбург
2019

Пояснительная записка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к
образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким подходом может стать
развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения
качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с
ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива
образовательного учреждения.
Данный проект необходим для решения ряда проблем, связанных с социализацией детей
дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития
социально-личностных умений детей. Для начала необходимо создать определенные условия,
способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную
и социальную среды к возможностям каждого ребенка, используя разнообразные формы, методы
и приемы образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый
опыт эффективных социальных взаимоотношений.
Для этого необходимо создать адекватные модели и конкретные технологии психологопедагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят
сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена
задачами государственной политики в сфере образования:
Задачи государственной политики в сфере
Задачи проекта, направленные на решение задач
образования, на решение которых направлен
государственной политики
проект
«Инклюзивное образование - обеспечение равного
Обеспечение равного доступа к образованию для всех
доступа к образованию для всех обучающихся с
обучающихся
с
учетом
разнообразия
особых
учетом разнообразия особых
образовательных образовательных
потребностей
и
индивидуальных
потребностей и индивидуальных возможностей» ст.3, возможностей.
п.27 ФЗ-273
«Каждый имеет право на образование» Ст. 43
Обеспечение полноценного образования детям с ОВЗ.
Конституции РФ.
«Государство поддерживает получение инвалидами
Обеспечение гарантии создания необходимых условий для
образования и гарантирует создание инвалидам
детей с ОВЗ.
необходимых условий для его получения»
181-ФЗ ст.19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" (24
ноября 1995г.)
Обеспечение на базе ДОУ комбинированного вида
«Образование обучающихся с ограниченными
дифференцированного обучения и воспитания детей с ОВЗ,
возможностями здоровья может быть организовано
исходя из потребностей и психологических особенностей
как совместно с другими обучающимися, так и в
ребенка: интеграции детей в общеобразовательную группу,
отдельных классах, группах или в отдельных
инклюзивное образование.
организациях, осуществляющих образовательную
деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной
деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
1. Взаимное уважение;
2. Терпимость;
3. Осознание себя частью общества;
4. Предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
5. Взаимопомощь;
6. Возможность учиться друг у друга;
7. Возможность помочь самим себе и людям в своем
сообществе. Возможность инклюзивного образования в
нашем ДОО обусловлена:
 Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет специалистов;
музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью
специальным оборудованием.
 Положительным опытом реализации в ДОО разных моделей интегрированного
образования детей с разными возможностями.
 Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОО.
 Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Востребованностью (по результатам ТПМПК).
Цель проекта: Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание
условий ее реализации Задачи:
1.
2.
3.
4.

Разработать программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

В работе с семьей:
1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через
расширение круга их педагогических знаний и представлений.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его
участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми,
организации совместной практической деятельности.
3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей
позитивными способами коммуникации.
4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального
пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
1. Создать условия в ДОО для повышения квалификации педагогов по проблеме.
2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
3. Стимулировать педагогов на самообразование.
Концептуальные основы проекта
Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение
инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты
инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов
и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного
образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в
материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов
по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно
разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное
обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его
возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в
предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста,
состояния здоровья и уровня развития.

Методологической основой являются:
- Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я.
Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина - об общности
основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных
возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях
развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д.
- Положение известного
представителя гуманистической
педагогики
и
психологии
А.
Маслоу о
«самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших
потребностей человека он

определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством
равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
- Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию
образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и
дифференциации.

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Основные принципы работы в рамках проекта
Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с
ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только
наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной
семьи.
Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации,
базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение
целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается
использование разных видов совместной деятельности.
Принцип наличия обратной связи.
Принцип уважения и признания партнеров.
Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного
процесса.
Принципы инклюзивного образования:

Деятельность в рамках проекта
Целевую группу составляют воспитанники ДОУ «Детский сад № 565»: здоровые дети и дети с
ОВЗ, и их родители (законные представители).
Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной модели
образовательного процесса необходим системный подход сопровождения всех субъектов
образовательной деятельности.
Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель
инклюзивного образования:
1. Педагогическое направление предполагает оказание адресной
дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности.
2. Программно - структурное направление - организация и содержательная разработка
последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников
образовательной деятельности.
3. Содержательное направление - определение содержания, форм и методов
интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного
воспитания.
4. Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по
проблеме.
В реализации работы примают участие сотрудники ДОО обеспечивающую психолого
- педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей,
родителей и педагогов)
№
1

Ф.И.О.
Зайцева Марина
Федоровна

Должность
Заведующий

Образован Пед.стаж
ие
Высшее
30 лет

Роль в проекте
Руководитель: организует работу по
реализации проекта, подбирает
специалистов, контролирует текущую
работу специалистов.
Консультант: осуществляет научнометодическое руководство реализацией
проекта, консультирует педагогов и
родителей, осуществляет сбор и
анализ информации об альтернативных
программах инклюзивного
образования .

2

Игошева
Анастасия
Юрьевна

Педагог-психолог

Высшее

9 лет

Гонева
Светлана
Юрьевна

Учитель-логопед

Высшее

13 лет

Ковригина
Светлана
Эдуардовна

Инструктор поФК,
Музыкальный
руководитель

Высшее

в вопросах адаптации к ДОО, развития
высших психических функций,
социализации детей с девиантным
поведением;

Ведет коррекционно-развивающую
работу,
Консультирует и обучает родителей и
педагогов по вопросам развития детей с
особыми образовательными
потребностями;
11лет Осуществляют воспитательнообразовательный процесс. Проектируети
осуществляет работу по
физкультурной и оздоровительной
работе

Осуществляют воспитательно-образовательный процесс,
взаимодействуют со специалистами ДОО (педагога-психолога,
учителя-логопеда), медицинской сестрой и родителями (законных
представителей) воспитанников по вопросам сопровождения и
образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В системе взаимодействия мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено
в следующей таблице:
5

Воспитатели

Участник
сопровождения
Администрация

Цели

Методы работы

Управленческое и организационное
обеспечение профессионального роста
педагогов, повышения социально –
педагогической грамотности
родителей.

Методическая
служба

Профессиональная подготовка и
помощь педагогу в разрешении
проблем профессиональной
деятельности.
Проектирование и реализация
педагогического сопровождения
инклюзивного образования

Психологическая
служба

Повышение психологической
компетентности педагогов и
родителей.

-Собеседование, интервью.
-Информирование о перспективах деятельности
в рамках проекта.
-Организация
научно –
методических
семинаров, работы мастер – класса.
-Использование
системы
мотивации
на
сотрудничество и самообразование по проблеме.
-Анализ
и
оценка
профессиональной
деятельности
педагогов,
функциональной
грамотности родителей.
-Организация и проведение разных форм
методической
работы с
педагогами
и
родителями по проблеме.
-Информирование о научно – теоретической и
методической литературе по проблеме.
-Помощь в проектировании и реализации
индивидуальных творческих планов.
-Психологический анализ педагогической
деятельности.
-Психологическая диагностика развития детей,
тестирование педагогов и родителей.
-Проведение психолого-педагогических
тренингов, семинаров, консультаций.

Педагог
(воспитатели,
специалисты)

Повышение профессионального
мастерства и психологической
компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности.
-Участие в семинарах, конференциях,
методической работе ДОО по проблеме.
Работа по самообразованию.

В системе взаимодействия мы определили цели и методы работы каждого субъекта
сопровождения, что представлено в следующей таблице:
Участник
сопровождения
Администрация

Цели

Методы работы

Управленческое и организационное
обеспечение профессионального роста
педагогов, повышения социально –
педагогической грамотности
родителей.

Методическая
служба

Профессиональная подготовка и
помощь педагогу в разрешении
проблем профессиональной
деятельности.
Проектирование и реализация
педагогического сопровождения
инклюзивного образования

Психологическая
служба

Повышение психологической
компетентности педагогов и
родителей.

-Собеседование, интервью.
-Информирование о перспективах деятельности
в рамках проекта.
-Организация
научно –
методических
семинаров, работы мастер – класса.
-Использование
системы
мотивации
на
сотрудничество и самообразование по проблеме.
-Анализ
и
оценка
профессиональной
деятельности
педагогов,
функциональной
грамотности родителей.
-Организация и проведение разных форм
методической
работы с
педагогами
и
родителями по проблеме.
-Информирование о научно – теоретической и
методической литературе по проблеме.
-Помощь в проектировании и реализации
индивидуальных творческих планов.
-Психологический анализ педагогическойПсихологическая диагностика развития детей,
тестирование педагогов и родителей.
-Проведение психолого-педагогических
тренингов, семинаров, консультаций.

Педагог
(воспитатели,
специалисты)

Повышение профессионального
мастерства и психологической
компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности.
-Участие в семинарах, конференциях,
методической работе ДОО по проблеме.
Работа по самообразованию.

Ресурсное обеспечение проекта
Нормативное обеспечение
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (ред. От 21.07.2014.) ст. 19;
3. Конвенция о правах ребенка;
4. Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2008 г.).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
6. Локальные акты учреждения.
Материально-техническое обеспечение
- 6 групп общеразвивающего вида, все групповые помещения оснащены в соответствии с
требованиями ФГОС ДО
- 1 кабинет учитель-логопед,
- 1 кабинет педагог-психолог
- 1 медицинский кабинет
- 1 спортивный зал,музыкальный зал
- 6 игровых площадок
- 1 спортивная площадка

Музыкальный зал

Физкультурный зал

Кабинет специалистов

Групповые помещения

Медицинский кабинет

Спортивная площадка

Наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр, театрализации,
фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по музыкальному
воспитанию, костюмы.
Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурнооздоровительной работы (мячи всех размеров, предметы для выполнения
общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания,
музыкальный центр, тренажеры и др.)
Кабинет оснащен материалами для развития внимания, памяти и логического
мышления, дидактическими пособиями, играми, которые используются на занятиях
педагога-психолога во всех возрастных группах. Имеется CD-проигрыватель для
проведения релаксационных упражнений. Оборудовано место для индивидуальных
занятий с учителем-логопедом. Имеются пособия по обследованию речевого и общего
развития детей, дидактические игры и материалы для формирования
звукопроизношения, фонетического восприятия и звукового анализа и синтеза.
Подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей.
Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с
материалами и оборудованием для детского сада).
Инвентарь и оборудование для физической активности детей.
Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе. Медицинское оборудование.
— проводятся лечебно-профилактические мероприятия: прививки;
— оздоровительные мероприятия: контроль за физическим состоянием, закаливанием;
— санитарно-гигиенические мероприятия: контроль за выполнением СанПин;
— дополнительные медицинские услуги: осмотры узкими специалистами.
Спортивная площадка. Спортивное оборудование: бум, рукоходы, турник, шведская
стенка, малые спортивные формы для метания, лазания.

Педагогический состав:
общее количество педагогического состава — 15 человек.
Кадровое обеспечение:
Наличие в ДОО специалистов:
 старшие воспитатели – 2
 учитель-логопед – 1
 педагог-психолог – 1
 инструкторы по физической культуре, музыкальный руко
 музыкальные работники – 3
Состав педагогов по стажу работы:
До 5 лет – 1 человек (6/6 %);
От 5 до 25 лет – 14 человек (93,4%)
Высшее образование – 12 человек (80 %);
Среднее специальное – 3 человека (20 %).
Квалификационные характеристики педагогов:
Высшая квалификационная категория - 8 человека (53%);
Первая квалификационная категория - 7 человек (47 %);






Методическое обеспечение
Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с общим
недоразвитием речи.
Успешно реализуются разные формы интеграции.
Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.

Ожидаемые результаты
В ДОУ «Детский сад № 565» системно ведется работа с детьми с ОВЗ. Дети с ОНР
обучаются в группах общеразвивающей направленности. После выпуска из дошкольного
учреждения воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях города.
К прогнозируемым результатам можно отнести следующее:
1. Разработка и введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и
воспитания детей с разными нарушениями.
2. Устойчивое продвижение детей с нарушениями в развитии за счет вариативности
организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования.
3. Разработка методических рекомендаций по содержанию разделов
индивидуальной программы реабилитации для детей с различными нарушениями
4. Разработка программно-методического обеспечения по сопровождению детей с разными
нарушениями.
5. Расширение работы методической службы ДОО.
6. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
7. Повышение качества образовательного
процесса. В работе с семьей:
1. Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в
образовательном процессе.
2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
3. Стойкое продвижение детей в развитии.
4. Возникновение родительского сообщества, расширение социального
пространства семьи. В работе с педагогами:
1. Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
2. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
3. Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по
проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
Индикаторы результативности
1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования
родителей и педагогов ( аналитические материалы).
2. Результаты диагностики (диаграммы, графики):
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- развитие родителей и педагогов
3. Востребованность родителями психолого педагогических мероприятий (журналы посещаемости,
книги отзывов).
4. Повышение рейтинга учреждения.
Этапы реализации проекта
I этап реализации модели (организационный)
1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОО для детей с ОВЗ
- Выявить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных
условиях (направления ТПМПК)
2. Провести анализ условий:
- Материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании).
- Кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта,
скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов).
- Финансово-экономических.
- Научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного
процесса).
3. Привести нормативно-правовую базу ДОО в соответствии с Законодательством РФ
об инклюзивном образовании - Скорректировать должностные обязанности
персонала.
- Разработать модели взаимодействия с детьми и
родителями. 4.Скорректировать программнометодическое обеспечение Обновить пакет диагностических методик -

Приобрести дополнительное дидактическое
оборудование.
II этап реализации (практический)

Создание специальных образовательных условий
1. Реализация основной адаптированной основной образовательной программы для
детей с нарушениями ОНР и ТНР
- Форма обучения – очная;
- Режим – полный день.

- Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.
- Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом,

педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным
руководителем.
2. Работа психолого-медико-педагогического консулиума (ПМПк)
 Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на
протяжении всего периода его пребывания в дошкольном учреждении.
 Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее
коррекции.
 Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей
направленности воспитательно- образовательного процесса.
 Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного
процесса.
В состав
ПМПк входят:
Председатель
ПМПк Члены
ПМПк:
педагогпсихолог;
учительлогопед;
медицинский работник;
педагоги, работающие с детьми.
Структура организации деятельности
ПМПк: ПМПк плановые –
проводятся 1 раз в месяц,.
Задачи:
определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
проблемами в развитии; выработка согласованных решений по определению
образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
ПМПк внеплановые – собираются по запросам участников
образовательного процесса Задачи:
решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным
обстоятельствам; изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей
программы в случае еѐ
еэффективности. Прием детей на консилиум осуществляется
 по запросу родителей
 по инициативе педагогов
 по медицинским показаниям
Родители дают письменное согласие на
обследование ребенка.
Этапы работы ПМПк:
1 этап – подготовительный
2 этап – индивидуальное обследование специалистами консилиума
3 этап – коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута и
коррекционной помощи 4 этап - направление ребенка на ПМПК, подготовка
документов
5 этап - согласование деятельности специалистов по коррекционноразвивающей работе 6 этап – направление ребенка на ТПМПК
7 этап - реализация рекомендаций ТПМПК
8 этап – оценка эффективности коррекционно- развивающей работы
3. Работа с родителями

Модель сотрудничества с семьей
Формы работы
Индивидуальные:
 Беседы
 Анкетирование
 Консультирование
 Индивидуальные
практикумы

Цели и задачи
- Изучение микросоциальных условий
воспитания
- Подробное обсуждение результатов
обследования и хода коррекционноразвивающего процесса, выявление
причин, препятствующих развитию
- Разъяснение конкретных мер
помощи ребенку с учетом структуры
его дефекта -Обсуждение проблем
родителей в совместных вопросах
воспитания.

Содержание работы
- Социальная характеристика семьи
- Адекватность оценки состояния ребенка
- Степень инициативы в плане
сотрудничества
- Продуктивность использования
психолого-педагогических рекомендаций
-Успехи и проблемы в развитии ребенка






Консультации
Семинары практикумы
Групповые собрания
Клубы, тренинги

Наглядные формы
просвещения:
 Презентации
 Папки-передвижки
 Буклеты
 Памятки
 Информация на стенде

Сайт ДОО

формам деятельности с ребенком,
приемам коррекционной работы
- Оказание психолого-педагогической
помощи в решении проблем развития
личности ребенка
- Формирование воспитательной
компетентности родителей через
расширение круга их педагогических
знаний и представлений
- Изменение родительской позиции и
отношения к своему ребенку
- Выработка общей стратегии и
тактики в вопросах воспитания и
развития особых детей (с тяжелыми
нарушениями речи)

- Приемы коррекционно-развивающей
работы: артикуляционная гимнастика,
упражнения на дыхание, массаж, и т.п.
- Развивающие игры в коррекционной
работе
- Грамматика общения с детьми с ОВЗ
- Коррекция эмоциональной сферы
(совместные детско-родительские
тренинги)
- Растим детей здоровыми (развитие
моторной сферы)
- Помоги себе сам (домашний логопед)
- Особенности психофизического развития
детей с тяжелыми речевыми нарушениями
- Проблемы развития речи и пути их
решения
- Формирование познавательной
активности ребенка с тяжелыми речевыми
нарушениями
- Психология семейных отношений
- Готовность детей с ОВЗ к школе

III этап реализации проекта (итоговый)

1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в ДОУ «Детский сад №
565»
1 ЭТАП Получение информации о ребенке, диагностика
2 ЭТАП Формулирование основных проблем развития ребенка
3 ЭТАП Выявление ресурсов развития ребенка
4 ЭТАП Постановка позитивной цели
5 ЭТАП Выбор техник и средств, режим их использования

Характеристиками образовательного процесса в ДОО с детьми с ОВЗ являются:
- структура среды,
- образовательная модель обучения и воспитания,
- функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.
Структура среды состоит из 3-х компонентов. Управляющими параметрами в организации
ДОО
являются
состояние
предметно-развивающей,
коррекционно-развивающей
и
коммуникативной сред.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности
ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со
специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития
ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и
взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем
прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического,
физического, умственного
и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все
элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде
управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к
ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с
ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому
и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое,
психическое умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в
процессе обучения и воспитания его в ДОО в соответствии с возможностями ребенка).

Список литературы
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах
помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3.
Евтушенко С. Г. Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как
инновационная модель работы (из опыта работы МДОУ д/с № 8) /С. Г. Евтушенко // Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: материалы
Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2009 г. / Федер. агентство
по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2009.
Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры
образования. — 2004. — № 9—10.
Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из
опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.
Панова А. Факты и комментарии : [инклюзивное образование] / А. Панова// Здоровье детей. - 2011. - № 6. С. 37-41.
Семаго М.М.Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч.
тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.
(Библиотека психолога-практика) — М.: АРКТИ, 2005.
Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
группах комбинированной направленности /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5.
Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3

Модель образовательного процесса в ДОО с детьми с ОВЗ

Коммуникативная среда

Р

Р
В

Коррекционно-развивающая среда

Р

В
П

Предметно-развивающая среда

Р

В
П

Физическое
здоровье

Психическое
здоровье

Условные обозначения:
Управляющие действия Коррекционно-рефлексивные действия Р – ребѐнок
В - взрослый (кроме
педагога)
П - педагог

Умственное
здоровье

Социальное
здоровье


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».