Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области Кадетская школа – интернат «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации» Структурное подразделение Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детский сад № 565 Модель инклюзивного образования в ДОУ «Д/с 565» Екатеринбург 2019 Пояснительная записка Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Данный проект необходим для решения ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Для начала необходимо создать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, используя разнообразные формы, методы и приемы образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений. Для этого необходимо создать адекватные модели и конкретные технологии психологопедагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным. Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования: Задачи государственной политики в сфере Задачи проекта, направленные на решение задач образования, на решение которых направлен государственной политики проект «Инклюзивное образование - обеспечение равного Обеспечение равного доступа к образованию для всех доступа к образованию для всех обучающихся с обучающихся с учетом разнообразия особых учетом разнообразия особых образовательных образовательных потребностей и индивидуальных потребностей и индивидуальных возможностей» ст.3, возможностей. п.27 ФЗ-273 «Каждый имеет право на образование» Ст. 43 Обеспечение полноценного образования детям с ОВЗ. Конституции РФ. «Государство поддерживает получение инвалидами Обеспечение гарантии создания необходимых условий для образования и гарантирует создание инвалидам детей с ОВЗ. необходимых условий для его получения» 181-ФЗ ст.19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995г.) Обеспечение на базе ДОУ комбинированного вида «Образование обучающихся с ограниченными дифференцированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, возможностями здоровья может быть организовано исходя из потребностей и психологических особенностей как совместно с другими обучающимися, так и в ребенка: интеграции детей в общеобразовательную группу, отдельных классах, группах или в отдельных инклюзивное образование. организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79 Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: 1. Взаимное уважение; 2. Терпимость; 3. Осознание себя частью общества; 4. Предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека; 5. Взаимопомощь; 6. Возможность учиться друг у друга; 7. Возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе. Возможность инклюзивного образования в нашем ДОО обусловлена: Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет специалистов; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием. Положительным опытом реализации в ДОО разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОО. Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса. Востребованностью (по результатам ТПМПК). Цель проекта: Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации Задачи: 1. 2. 3. 4. Разработать программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме. В работе с семьей: 1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений. 2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности. 3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации. 4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. В работе с педагогами: 1. Создать условия в ДОО для повышения квалификации педагогов по проблеме. 2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности. 3. Стимулировать педагогов на самообразование. Концептуальные основы проекта Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста, состояния здоровья и уровня развития. Методологической основой являются: - Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина - об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д. - Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников. - Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основные принципы работы в рамках проекта Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи. Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности. Принцип наличия обратной связи. Принцип уважения и признания партнеров. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса. Принципы инклюзивного образования: Деятельность в рамках проекта Целевую группу составляют воспитанники ДОУ «Детский сад № 565»: здоровые дети и дети с ОВЗ, и их родители (законные представители). Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной модели образовательного процесса необходим системный подход сопровождения всех субъектов образовательной деятельности. Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования: 1. Педагогическое направление предполагает оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности. 2. Программно - структурное направление - организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности. 3. Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания. 4. Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме. В реализации работы примают участие сотрудники ДОО обеспечивающую психолого - педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов) № 1 Ф.И.О. Зайцева Марина Федоровна Должность Заведующий Образован Пед.стаж ие Высшее 30 лет Роль в проекте Руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов. Консультант: осуществляет научнометодическое руководство реализацией проекта, консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования . 2 Игошева Анастасия Юрьевна Педагог-психолог Высшее 9 лет Гонева Светлана Юрьевна Учитель-логопед Высшее 13 лет Ковригина Светлана Эдуардовна Инструктор поФК, Музыкальный руководитель Высшее в вопросах адаптации к ДОО, развития высших психических функций, социализации детей с девиантным поведением; Ведет коррекционно-развивающую работу, Консультирует и обучает родителей и педагогов по вопросам развития детей с особыми образовательными потребностями; 11лет Осуществляют воспитательнообразовательный процесс. Проектируети осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе Осуществляют воспитательно-образовательный процесс, взаимодействуют со специалистами ДОО (педагога-психолога, учителя-логопеда), медицинской сестрой и родителями (законных представителей) воспитанников по вопросам сопровождения и образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В системе взаимодействия мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице: 5 Воспитатели Участник сопровождения Администрация Цели Методы работы Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально – педагогической грамотности родителей. Методическая служба Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности. Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования Психологическая служба Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. -Собеседование, интервью. -Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта. -Организация научно – методических семинаров, работы мастер – класса. -Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме. -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей. -Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме. -Информирование о научно – теоретической и методической литературе по проблеме. -Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов. -Психологический анализ педагогической деятельности. -Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей. -Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций. Педагог (воспитатели, специалисты) Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме. -Самоанализ педагогической деятельности. -Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОО по проблеме. Работа по самообразованию. В системе взаимодействия мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице: Участник сопровождения Администрация Цели Методы работы Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально – педагогической грамотности родителей. Методическая служба Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности. Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования Психологическая служба Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. -Собеседование, интервью. -Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта. -Организация научно – методических семинаров, работы мастер – класса. -Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме. -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей. -Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме. -Информирование о научно – теоретической и методической литературе по проблеме. -Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов. -Психологический анализ педагогическойПсихологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей. -Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций. Педагог (воспитатели, специалисты) Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме. -Самоанализ педагогической деятельности. -Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОО по проблеме. Работа по самообразованию. Ресурсное обеспечение проекта Нормативное обеспечение 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. От 21.07.2014.) ст. 19; 3. Конвенция о правах ребенка; 4. Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2008 г.). 5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 6. Локальные акты учреждения. Материально-техническое обеспечение - 6 групп общеразвивающего вида, все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО - 1 кабинет учитель-логопед, - 1 кабинет педагог-психолог - 1 медицинский кабинет - 1 спортивный зал,музыкальный зал - 6 игровых площадок - 1 спортивная площадка Музыкальный зал Физкультурный зал Кабинет специалистов Групповые помещения Медицинский кабинет Спортивная площадка Наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр, театрализации, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию, костюмы. Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурнооздоровительной работы (мячи всех размеров, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, музыкальный центр, тренажеры и др.) Кабинет оснащен материалами для развития внимания, памяти и логического мышления, дидактическими пособиями, играми, которые используются на занятиях педагога-психолога во всех возрастных группах. Имеется CD-проигрыватель для проведения релаксационных упражнений. Оборудовано место для индивидуальных занятий с учителем-логопедом. Имеются пособия по обследованию речевого и общего развития детей, дидактические игры и материалы для формирования звукопроизношения, фонетического восприятия и звукового анализа и синтеза. Подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей. Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского сада). Инвентарь и оборудование для физической активности детей. Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе. Медицинское оборудование. — проводятся лечебно-профилактические мероприятия: прививки; — оздоровительные мероприятия: контроль за физическим состоянием, закаливанием; — санитарно-гигиенические мероприятия: контроль за выполнением СанПин; — дополнительные медицинские услуги: осмотры узкими специалистами. Спортивная площадка. Спортивное оборудование: бум, рукоходы, турник, шведская стенка, малые спортивные формы для метания, лазания. Педагогический состав: общее количество педагогического состава — 15 человек. Кадровое обеспечение: Наличие в ДОО специалистов: старшие воспитатели – 2 учитель-логопед – 1 педагог-психолог – 1 инструкторы по физической культуре, музыкальный руко музыкальные работники – 3 Состав педагогов по стажу работы: До 5 лет – 1 человек (6/6 %); От 5 до 25 лет – 14 человек (93,4%) Высшее образование – 12 человек (80 %); Среднее специальное – 3 человека (20 %). Квалификационные характеристики педагогов: Высшая квалификационная категория - 8 человека (53%); Первая квалификационная категория - 7 человек (47 %); Методическое обеспечение Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. Успешно реализуются разные формы интеграции. Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников. Ожидаемые результаты В ДОУ «Детский сад № 565» системно ведется работа с детьми с ОВЗ. Дети с ОНР обучаются в группах общеразвивающей направленности. После выпуска из дошкольного учреждения воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях города. К прогнозируемым результатам можно отнести следующее: 1. Разработка и введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с разными нарушениями. 2. Устойчивое продвижение детей с нарушениями в развитии за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования. 3. Разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальной программы реабилитации для детей с различными нарушениями 4. Разработка программно-методического обеспечения по сопровождению детей с разными нарушениями. 5. Расширение работы методической службы ДОО. 6. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов. 7. Повышение качества образовательного процесса. В работе с семьей: 1. Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе. 2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений. 3. Стойкое продвижение детей в развитии. 4. Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи. В работе с педагогами: 1. Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями. 2. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству. 3. Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов. Индикаторы результативности 1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов ( аналитические материалы). 2. Результаты диагностики (диаграммы, графики): - развития детей, - уровня детско-родительских отношений, - развитие родителей и педагогов 3. Востребованность родителями психолого педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов). 4. Повышение рейтинга учреждения. Этапы реализации проекта I этап реализации модели (организационный) 1. Изучить потребности в образовательных услугах ДОО для детей с ОВЗ - Выявить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ТПМПК) 2. Провести анализ условий: - Материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании). - Кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов). - Финансово-экономических. - Научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса). 3. Привести нормативно-правовую базу ДОО в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании - Скорректировать должностные обязанности персонала. - Разработать модели взаимодействия с детьми и родителями. 4.Скорректировать программнометодическое обеспечение Обновить пакет диагностических методик - Приобрести дополнительное дидактическое оборудование. II этап реализации (практический) Создание специальных образовательных условий 1. Реализация основной адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями ОНР и ТНР - Форма обучения – очная; - Режим – полный день. - Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. - Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем. 2. Работа психолого-медико-педагогического консулиума (ПМПк) Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в дошкольном учреждении. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно- образовательного процесса. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. В состав ПМПк входят: Председатель ПМПк Члены ПМПк: педагогпсихолог; учительлогопед; медицинский работник; педагоги, работающие с детьми. Структура организации деятельности ПМПк: ПМПк плановые – проводятся 1 раз в месяц,. Задачи: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии; выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы. ПМПк внеплановые – собираются по запросам участников образовательного процесса Задачи: решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам; изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае еѐ еэффективности. Прием детей на консилиум осуществляется по запросу родителей по инициативе педагогов по медицинским показаниям Родители дают письменное согласие на обследование ребенка. Этапы работы ПМПк: 1 этап – подготовительный 2 этап – индивидуальное обследование специалистами консилиума 3 этап – коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута и коррекционной помощи 4 этап - направление ребенка на ПМПК, подготовка документов 5 этап - согласование деятельности специалистов по коррекционноразвивающей работе 6 этап – направление ребенка на ТПМПК 7 этап - реализация рекомендаций ТПМПК 8 этап – оценка эффективности коррекционно- развивающей работы 3. Работа с родителями Модель сотрудничества с семьей Формы работы Индивидуальные: Беседы Анкетирование Консультирование Индивидуальные практикумы Цели и задачи - Изучение микросоциальных условий воспитания - Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционноразвивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию - Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта -Обсуждение проблем родителей в совместных вопросах воспитания. Содержание работы - Социальная характеристика семьи - Адекватность оценки состояния ребенка - Степень инициативы в плане сотрудничества - Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций -Успехи и проблемы в развитии ребенка Консультации Семинары практикумы Групповые собрания Клубы, тренинги Наглядные формы просвещения: Презентации Папки-передвижки Буклеты Памятки Информация на стенде Сайт ДОО формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы - Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка - Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических знаний и представлений - Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку - Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей (с тяжелыми нарушениями речи) - Приемы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, массаж, и т.п. - Развивающие игры в коррекционной работе - Грамматика общения с детьми с ОВЗ - Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги) - Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы) - Помоги себе сам (домашний логопед) - Особенности психофизического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями - Проблемы развития речи и пути их решения - Формирование познавательной активности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями - Психология семейных отношений - Готовность детей с ОВЗ к школе III этап реализации проекта (итоговый) 1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в ДОУ «Детский сад № 565» 1 ЭТАП Получение информации о ребенке, диагностика 2 ЭТАП Формулирование основных проблем развития ребенка 3 ЭТАП Выявление ресурсов развития ребенка 4 ЭТАП Постановка позитивной цели 5 ЭТАП Выбор техник и средств, режим их использования Характеристиками образовательного процесса в ДОО с детьми с ОВЗ являются: - структура среды, - образовательная модель обучения и воспитания, - функции и позиции взрослого по отношению к ребенку. Структура среды состоит из 3-х компонентов. Управляющими параметрами в организации ДОО являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред. Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития. Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной. Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу. Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство. Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях. Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОО в соответствии с возможностями ребенка). Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3. Евтушенко С. Г. Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная модель работы (из опыта работы МДОУ д/с № 8) /С. Г. Евтушенко // Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2009 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2009. Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010. Панова А. Факты и комментарии : [инклюзивное образование] / А. Панова// Здоровье детей. - 2011. - № 6. С. 37-41. Семаго М.М.Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога-практика) — М.: АРКТИ, 2005. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5. Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3 Модель образовательного процесса в ДОО с детьми с ОВЗ Коммуникативная среда Р Р В Коррекционно-развивающая среда Р В П Предметно-развивающая среда Р В П Физическое здоровье Психическое здоровье Условные обозначения: Управляющие действия Коррекционно-рефлексивные действия Р – ребѐнок В - взрослый (кроме педагога) П - педагог Умственное здоровье Социальное здоровье