Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области Кадетская школа – интернат «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации» Структурное подразделение Дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию Детский сад № 565 ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ «МЫ ВМЕСТЕ» г. Екатеринбург, 2021 1 Содержание 1. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ «МЫ ВМЕСТЕ» ..................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи Программы ........................................................................... 4 1.3. Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка ............................................................................ 4 2. Содержание разделов (блоков) ....................................................................... 7 2.1. Методические рекомендации по реализации программы......................... 8 3. Ожидаемые результаты ................................................................................. 10 3.1. Выявление уровня педагогического просвещения родителей .................. 10 3.2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания ............................................................................................................ 14 3.3. Качество основной общеобразовательной программы .............................. 15 4. Учебно-методическое обеспечение программы ........................................ 17 4.1. Характеристика основных направлений работы по каждому блоку ........ 33 Используемая литература ................................................................................. 34 2 1. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ «МЫ ВМЕСТЕ» 1.1. Пояснительная записка Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остается актуальным, так как на развитие ребенка оказывают влияние оба социальных института - семья и образовательное учреждение, которое посещает ребенок. Гармоничное взаимодействие не подразумевает равнодолевого участия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе. В действующих, на сегодняшний день, нормативных документах Министерства образования и науки мы четко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности, это - более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Мероприятия Программы: • носят комплексный характер; • обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, стоящих перед дошкольным образованием; • обеспечивают педагогическое сопровождение семей с момента прихода ребенка в детский сад и до его выпуска в школу; • основаны на рациональном распределении ресурсов, на каждом уровне планирования для достижения определенной цели. 3 1.2. Цель и задачи Программы Целью программы является – выстраивание подлинного доверия и партнерства с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей; в связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью; создание условий для активного участия родителей в жизнедеятельности ребенка в детском саду на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Задачи: Способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников, 1. активному участию родителей в жизнедеятельности ребенка в детском саду; Оказывать практическую помощь в воспитании детей; Предоставить родителям возможности общаться друг с другом, делиться 2. 3. положительным опытом семейного воспитания. Педагогическая пропаганда - провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей. Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями. 1.3. Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка 1. Принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон; «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности». 2. Принцип организующей роли педагогов. Воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность и творчество с первых дней прихода малыша в группу (изучение семей, постепенное налаживание контакта...) до выпуска в школу в 4 подготовительной группе; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей. 3. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Заключается в признании достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия. 4. Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение. 5. Принцип индивидуального подхода к каждой семье. Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов; от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого. Поэтому принципу семьям предлагается принять участие в тех или иных мероприятиях, так как каждая семья обязательно должна быть включена во взаимодействие с жизнью группы и ДОУ. 6. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социальноэкономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в ткань воспитательного процесса имманентные человеческой жизни модусы - общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., т.е. все то, что сохраняет саму жизнь. Педагог, прежде всего, должен первым тактично реагировать на горе и радости семей, вселять позитивное и оптимистичное отношение к жизни в целом. 7. Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Воспитатели хотят знать: как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения. 5 В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям: • подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников; • интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года. Предназначение программы: воспитателям ДОУ Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Так же ее участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ. Сроки реализации программы: Взаимодействие проходит 3 ступени: 1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться»; 2 ступень - «Давайте дружить и помогать друг другу»; 3 ступень - «Детский сад и семья - единое пространство детства». Отличительные особенности данной программы: Программа направлена на воплощение в реальную педагогическую практику новой гуманистической Концепции дошкольного воспитания. По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания, (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.), в отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком. В программе утверждены ценности уважения к формирующейся личности ребенка, внимания к его душевному состоянию, понимание того, что главным условием развития и благополучия является общение с компетентными и доброжелательными взрослыми, в первую очередь родителями. Содержание программы направлено на развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому. Задача овладения личностно ориентированным стилем общения взрослого с детьми - одна из центральных в работе по программе. Формы этого общения специфичны для каждой возрастной группы. Прежде всего, в младшем дошкольном возрасте решается 6 задача формирования доверия к взрослому как к источнику помощи, защиты и поддержки; на его основе возникает привязанность. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к взрослому как к человеку, который может ввести его в мир, пока недоступный непосредственному восприятию. Отношение к взрослому формируется как к авторитету в сфере знаний и культуры, навыков и способов деятельности. Это является предпосылкой формирования и в дальнейшем позиции ученика. Отношение к сверстникам формируется на основе уважения равных прав всех детей. Задача педагога - обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважении взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмосфера доброжелательности создается за счет отношения взрослых (воспитателей и родителей) к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы. Уважение как норма отношений взрослого к каждому ребенку развивает в детях чувство собственного достоинства. Уверенность в своих силах, способностях, возможностях - важная предпосылка успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей. Программа носит системный и комплексный характер и обеспечивает социализацию ребенка в рамках возрастных возможностей и коммуникативную готовность к школе в качестве результата. Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы дает возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям. 2. Содержание разделов (блоков) Содержание программы представлено двумя блоками: 1блок. «Педагогическое просвещение родителей» 2блок. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ» 7 2.1. Методические рекомендации по реализации Программы 1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться» Задача данной ступени: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т.е. в условия детского сада. Первая ступень включает в себя консультацию родителей, о том, как нужно осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия. Их организует и заведующая ДОУ и медсестра, к которым, как правило, приходят родители впервые с путевкой в детский сад. По проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ организуется общее собрание для родителей, готовящихся в ближайшие месяцы привести ребенка в детский сад. • 1 подэтап - подготовительный, который осуществляется за 1-2 месяца до прихода ребенка в детский сад. Содержание подготовительного подэтапа представлено в виде консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, рациону питания, формированию навыков самообслуживания. • 2 подэтап: приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в детском саду обязательно с родным для него человеком непродолжительное время (2 часа). • 3 подэтап завершение первого этапа. Ребенок остается до обеда без родителей, через неделю можно убедить ребенка остаться на сон-час и дольше. Через две недели ребенок остается без родителей на целый день. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Воспитатель создает благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей, постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией. Результатом 1 ступени является доверительное отношение родителей к воспитателям группы: родители не скрывают своих волнений по поводу адаптации ребенка к новым условиям, адекватно реагируют на рекомендации воспитателей группы, прилагают усилия для налаживания партнерских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребенка. Продолжается работа по формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании. Для реализации 1 ступени отводится до 3 месяцев. 8 2 ступень взаимодействия «Давайте дружить и помогать друг другу» Задача этой ступени: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье. В установлении контактов важно исследовать психолого- педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование. На этой ступени родителям предлагаются активные методы взаимодействия с детским садом; формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада: • возможность удовлетворения потребностей семьи и ребенка в услугах детского сада; • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, коррекции недостатков уровня его развития; • обеспечение благополучия ребенка в детском саду и семье. На первый план содержательной части второй ступени взаимодействия выступает консультационная просветительскую помощь семье направленность. и В родительские собрания, основу тематического которые носят планирования информационно-консультативной работы положены возрастные особенности развития дошкольника в первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Письменные консультации размещаются в приемные группы в привлекательно оформленном «Родительском уголке». Их рекомендуется оформлять крупным шрифтом (18), для удобного прочтения родителями и сменять их не реже 1 раза в месяц. 3 ступень «Детский сад и семья – единое пространство детства» Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли родительско педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они «введены» во внутрь этого процесса. 9 Поле взаимодействия семьи и детский сад постоянно увеличивается за счет вовлечения в это поле окружения музеев, выставочных залов, театра, детской библиотеки, и др. Программа состоит из тематического планирования мероприятий на каждый учебный год. В программу включены готовые конспекты некоторых проектов, мастерклассов и развлечений, а также картотека методической литературы для педагогов по теме «Взаимодействие ДОУ с семьей» с кратким обзором статей. 3. Ожидаемые результаты Диагностика результативности Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОУ и родителей - все подчинено одной цели гармоничного развития ребенка через развитее семьи в целом. Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, критериями результативности являются: 1. Повышение уровня педагогического просвещения родителей 2. Проявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы 3. Участие родителей в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания 4. Качество освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками 3.1. Выявление уровня педагогического просвещения родителей Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения. Анкета № 1. Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности Анкета №2 (1) Цель: изучение детско-родительских отношений Анкета № 2(2) Цель: изучение организации общения с ребенком в семье, стабильности положительных детско-родительских отношений 10 Анкета №3 на выявление оценки родителей взаимоотношений своего ребенка (3-6 лет) со сверстниками. Анкета № 4 для родителей, направленная на оценку взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Анкета для родителей №1 Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками: - На основании каких знаний вы воспитываете ребенка: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 1. а) б) в) г) д) 2. а) б) в) 3. а) б) в) г) слушаете передачи по телевидению; на основе устных рекомендаций педагогов; читаете информационные стенды детского сада; черпаете опыт у ближайших знакомых; используете жизненный опыт своей семьи; читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки; используете интернет - ресурсы. Анкета для родителей №2(1) Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть: Какие методы в воспитании вы считаете наиболее эффективными: поощрение; наказание; требование; убеждение; приучение. Какие виды поощрения вы используете чаще всего: словесная похвала; подарки; ласки. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании: физическое наказание; словесная угроза; лишение развлечения; проявление вами обиды. Анкета для родителей №2(2) Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками: 1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)? 2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)? 3. Знаете ли вы друзей вашего ребенка (да, нет, иногда)? 4. Бывают ли они у вас дома (да, нет, иногда)? 5. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)? 11 6. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)? 7. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)? 8. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)? 9. 10. 11. 12. 13. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)? Какие книги у ребенка самые любимые? Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок? Какое из занятий дома ребенок любит больше всего? Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать? 14. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома? 15. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе? 16. Налажена ли в вашей семье согласованность всех ее членов в системе воспитательных воздействий к ребенку? Анкета для родителей №3 Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметить галочками: 1. 2. 3. 4. 5. Кого из ребят группы вашего ребенка вы знаете? Кто из них вам нравится и почему? С кем ваш ребенок дружит в группе и почему? Какие особенности в отношениях вашего ребенка к друзьям вы заметили? Что предпочитает ваш ребенок; роль организатора, руководителя или исполнителя в играх, в общении с товарищами? 6. Как, по вашему мнению, относятся дети в группе к вашему ребенку? 7. Есть ли у него друзья вне детского сада? 8. Если есть, то старше, младше, или ровесники вашего ребенка? Анкета для родителей №4 Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенные вопросы: 1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей? 2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду? 3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей? 4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям? 12 5. 6. 7. 8. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам? Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей? Ваши представления об идеальном воспитателе. Ваши предложения по повышению эффективности взаимодействия детского сада с семьей. Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный и качественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 1. 1- 3 показатели: по результатам анкеты №1, и наблюдений; 4- 6 показатели: по результатам анкеты №4, и наблюдений; 8 показатель: по результатам анкеты №2; 11 показатель: по результатам анкеты №3; 7, 9, 10, 12 показатели по результатам наблюдений и индивидуальных бесед. Таблица 1 1 Позитивное отношение родителей к источникам информации, предоставляемых детским садом Наличие в семье педагогической литературы, использование интернет-ресурсов 2 3 4 5 6 7 Итоговая На выпуске в школу Показатели Начальная На первом году посещения ребенком ДОУ п/ № Промежуточная Через 2 года Таблица повышения уровня педагогических знаний родителей Не испытывают затруднения в общении с педагогом Положительно оценивают взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Активность по внесению предложений по повышению эффективности взаимодействия детского сада с семьей Согласованность всех членов семьи в системе воспитательных действий к ребенку Стабильность положительных родительских отношений в семье детско- 13 8 9 10 11 Самостоятельно замечают, адекватно оценивают и проявляют озабоченность в решении коррекции имеющейся проблемы развития ребенка В общении с педагогами чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, понимающими друг друга Адекватность оценки родителей взаимоотношений своего ребенка со сверстниками Проявление интереса к жизни ребенка в условиях детского сада Начальная диагностика проводится во втором полугодии первого года посещения ребенка ДОУ; промежуточные результаты можно отслеживать каждый последующий год или 2 года и заносить их в таблицу, что поможет в осуществлении сравнительного анализа. Высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост доли показателей не менее чем на 15% ежегодно. 3.2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания Методы изучения: изучение протоколов родительских собраний, наблюдение и фиксация участников проектов, праздничных досугов, трудовых десантов, семинаров, мастер-классов, НОД. Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 2. Таблица 2 Итоговая На выпуске в школу Показатели Начальная На первом году посещения ребенком Промежуточ ДОУ ная Через 2 года Проявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания Посещение родительских собраний Родители, выполняющие рекомендации, советы педагогов ДОУ 14 Посещение родителями детских мероприятии, недели открытых дверей Оказание помощи в оформлении, оборудовании групповой комнаты, участка ДОУ, в подготовке к праздникам Участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания Участие в непосредственно образовательной деятельности в группе детского сада Начальная диагностика проводится во втором полугодии первого года посещения ребенка ДОУ; промежуточные результаты можно отслеживать каждый последующий год или 2 года и заносить их в таблицу, что поможет в осуществлении сравнительного анализа. Высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост доли показателей не менее чем на 15% ежегодно. 3.3. Качество освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками рекомендованного авторской выявляется группой путем диагностического общеобразовательной обследования программы, которая реализуется в ДОУ. Положительными итогами реализации данной программы предполагается следующее: • Семьи получат квалифицированную консультативную помощь педагогов в области дошкольного воспитания и образования в течение всего периода пребывания детей в ДОУ. • У родителей будут четкие представления о содержании воспитания и образования детей в детском саду. • Родители проявят себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников. • Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей и родителей в присутствии детей, обеспечит легкое расставание с мамой утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника в детском саду. 15 • Укрепятся родственные отношения внутри семей. • Повысится педагогическая компетентность родителей, раскроется их творческий потенциал и более ответственное отношение к воспитанию ребенка. • Родители осознают значимость создания атмосферы психологического комфорта в семьях, будут способствовать накоплению ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, раскрытию возрастного потенциала, что обусловит возникновение психологических новообразований в познавательной и мотивационноэмоциональной сферах воспитанников. • У воспитанников сформируются четкие представления о социальной роли матери, отца; сформируется стойкое трепетное любящее отношение к своим родителям, к семье в целом. • Высокий уровень готовности к школьному обучению воспитанников и их успешная адаптация в начальной школе. • У воспитанников накопятся позитивные воспоминания о дошкольном детстве. • Воспитатели смогут более рационально распределять свои усилия в организации тех или иных мероприятий. • Программа вдохновит педагогов на разработку и внедрение новых идей по налаживанию контакта с семьями для обеспечения полноценного развития дошкольников. • Список рекомендуемой литературы поможет воспитателям ознакомиться с опытом работы коллег из разных уголков страны. 16 4. Учебно-методическое обеспечение программы Учебно-методический план: Таблица 3 1 год посещения ДОУ. 1 блок «Педагогическое просвещение родителей» в первой младшей группе Месяц Добрые советы воспитателей Сентябрь «Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду» Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Советы психолога и логопеда В союзе с природой «Как вести себя «Почему дети так похожи на родителям, у кого своих ребенок с трудом привыкает к родителей?!» детскому саду» «Как организована «Прибаутки и «Природа в потешки для Жизнедеятельность окружении воспитания детей в младшей ребенка» самостоятельности группе детского у малыша» сада» «Небольшие «Неоценимое тексты значение маминой колыбельных песни в жизни песен» малыша» «Учить цвета легко «Научите меня и весело» говорить» «Упражнения на «Равноправная развитие мелкой роль отца и матери моторики рук с в воспитании помощью лепки» ребенка» «Значение «Я строю дом» подражания для (развивающая роль речевого развития кубиков) ребенка» «Кисти, краски в «Ласковые руки взяли…» материнские руки» «Мама, папа! Давайте заниматься гимнастикой» «Какая музыка звучит в вашем доме» «Играем с водой и познаем ее свойства» «Ёлочка для двухлеток» «Играем со снегом и познаем его свойства» «Дети и букашки, мушки, таракашки» Школа Айболита «Режим - главное условие здоровья малышей» «Создайте условия для здорового сна» «Гигиена одежды вашего ребенка» «Прогулка с ребенком зимой» «Домашняя аптечка» «Успокаивающий массаж перевозбудившемуся малышу» «Что нужно знать родителям о прививках» «Выбираем правильную обувь для малыша» 17 Май «Будьте бдительны «Дети экрана» на улицах города» (нельзя допустить, чтобы телевизор заменил живое общение родителей с ребенком) «Солнце, воздух, вода и песок» Таблица 4 2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ» Первая младшая группа мероприятие дата проведения ответственные Родительское собрание «Детский сад и семья. Взаимодействие и сотрудничество» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Выставка детских работ из природных материалов Цель: формировать у воспитанников эстетическое отношение к природе; развивать совместное творчество детей, родителей и педагогов ДОУ; побуждать родителей к активному участию в жизни детского сада Проект «Мойдодыр» Цель: формирование элементарных культурногигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; повышение компетентности родителей в развитии у детей навыков личной гигиены Утренник «Златоцвет» Цель: воспитывать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного осени Анкетирование «Социальный паспорт семьи» Цель: изучение специфики семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей, составление социальнодемографического паспорта семей. Анкета для родителей «Какой он, Ваш ребенок?» сентябрь воспитатели группы сентябрь воспитатели группы октябрь воспитатели группы октябрь муз. работник ДОУ, воспитатели группы октябрь воспитатели группы, педагогпсихолог ДОУ ноябрь воспитатели группы 18 Ответы на эти вопросы помогут воспитателям подойти к каждому ребенку индивидуально, развивая его способности. Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок» Цель: способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Выставка поделок на Новогоднюю тематику Цель: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия декабрь воспитатели группы декабрь воспитатели группы Утренник «Новогодний бум» конец декабря муз. работник Цель: способствовать развитию актерских умений ДОУ, воспитатели у детей, вовлечение родителей в педагогический группы процесс Родительское собрание «Итоги качества январь воспитатели группы, выполнения программы за 1 полугодие. Основные педагог-психолог ДОУ направления работы на 2 полугодие» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Проект «Здоровьесбережение» февраль воспитатели группы Цель: обеспечение дошкольнику сохраненияздоровья; повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений Трудовой десант «Озеленение территории детского сада» Цель: создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зеленого ландшафта для детей. Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за учебный год. Направление работы на следующий год» Цель: подвести итоги воспитательнообразовательной работы с детьми, проанализировать результаты взаимодействия с родителями, определить перспективы развития дошкольников в следующем учебном году, познакомить родителей с планом летней оздоровительной работы ДОУ. апрель воспитатели группы май воспитатели группы 19 Таблица 5 2год посещения ДОУ. 1 блок «Педагогическое просвещение родителей» во второй младшей группе Месяц Добрые советы воспитателей Советы психолога и логопеда В союзе с природой Школа Айболита Сентябрь «Задачи воспитания и образования детей 4 года жизни» «Что читать трехлетним детям и как купить правильную книгу» «Психологические особенности ребенка 4 года жизни» «Домашние питомцы» «Как научить ребенка правильно чистить зубы» «Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников» «Рекомендации по предупреждению близорукости у детей» «Учим ребенка правильно обращаться с книгой» «Используем театр для развития у ребенка навыков выразительности диалогической речи» «Домашний театр» «Сайты для мудрых родителей» «Пойте вместе с детьми» «Наказывая подумай, зачем!» «Воспитываем у ребенка эстетическое восприятие природы» «С чего начинается Родина» Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май «В каких случаях родителям малышей следует обращаться к логопеду» «Как правильно закалять ребенка» «Музыка природы «Одежда ребенка в душе ребенка» зимой» «Младший дошкольник в кругу сверстников» «Рассказы о животных К.Д.Ушинского для детей» «Вкусовые предпочтения ребенка, нужно ли им следовать?» «Упражнения на развитие мелкой моторики рук» «Энциклопедия домашних животных для детей» «Кошка в доме» «Грипп у детей» «Домашняя «Боязнь темноты у игротека» детей» «Какие игрушки «Почему мы покупаем дошкольники своим детям» грызут ногти» «Родители для «Игры для развития ребенка лучший памяти» пример поведения на улицах города» «Приобщение малыша к труду» «Профилактика кариеса» «Фитнес для вашего малыша» «Игры в песочнице» (юные исследователи «Лесная опасность клещевой энцефалит!» 20 знакомятся со свойствами песка) Таблица 6 2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ» Вторая младшая группа мероприятия дата проведения сентябрь ответственные сентябрь воспитатели группы ноябрь логопед ДОУ ноябрь воспитатели группы Конкурс на лучшую «Столовую для птиц» Цель: приобщать родителей и детей к природоохранной деятельности; способствовать активному участию родителей в мероприятиях детского сада. декабрь воспитатели группы Проект «Соленые истории» Цель: стимулировать познавательную активность детей; приобщать родителей к участию в совместной работе, направленной на развитие детей. Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок» Цель: способствовать сплочению родительского коллектива, семейных отношений, активной позиции родителей в благоустройстве жизненного пространства детей в детском саду. декабрь воспитатели группы декабрь воспитатели группы Родительское собрание «Детский сад и семья. Взаимодействие и сотрудничество» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Выставка поделок из природного материала Задачи: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия природы. Мастер-класс «Игры для обогащения словарного запаса младшего дошкольника» Цель: способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребенком игр, способствующих развитию речи. Проект «Синичкин день» Цель: дать детям представления об экологическом празднике «Синичкин день» посредством проведения различных мероприятий; вовлекать родителей в образовательный процесс. воспитатели группы 21 Выставка поделок на Новогоднюю тематику Цель: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия декабрь воспитатели группы Утренник, посвященный празднованию Нового года Цель: способствовать развитию актерских умений у детей, вовлечение родителей в педагогический процесс конец декабря муз. работник ДОУ, воспитатели группы Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за 1 полугодие. Основные направления работы на 2 полугодие» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. январь воспитатели группы, педагог-психолог ДОУ Мастер-класс «Играем и развиваем память» Цель: способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребенком игр, способствующих развитию памяти. февраль педагог-психолог ДОУ Проект «Чудеса из снега» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности; активизировать у родителей позицию участника образовательного процесса. февраль воспитатели группы Выставка детских поделок ко дню празднования Дня Защитника Отечества Цель: расширение представлений детей о Российской армии; привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. февраль воспитатели группы Праздничный утренник, посвященный празднику 8 Марта Цель: Привлечь детей к поздравлению мам с праздником. Продемонстрировать родителям достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Проект «Лук – полезный друг» Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; создать оптимальные условия для деятельности совместно с родителями. Трудовой десант «Озеленение территории детского сада» Цель: создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зеленого ландшафта для детей. март муз. работник ДОУ, воспитатели группы март воспитатели группы апрель воспитатели группы 22 Выставка детских работ, посвященных празднованию дня Победы Цель: воспитание патриотических чувств у детей; побуждать родителей к совместному творчеству с ребенком. Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за учебный год. Направление работы на следующий год» Цель: подвести итоги воспитательнообразовательной работы с детьми, проанализировать результаты взаимодействия с родителями, определить перспективы развития дошкольников в следующем учебном году, познакомить родителей с планом летней оздоровительной работы ДОУ. май воспитатели группы май воспитатели группы Таблица 7 3год посещения ДОУ. 1 блок «Педагогическое просвещение родителей» в средней группе Месяц Добрые советы Советы психолога и логопеда «Психологические особенности ребенка 5 года жизни» В союзе с природой «Народные приметы осени» Сентябрь «Задачи воспитания и образования детей 5 лет» Октябрь «Безопасность ребенка в доме» «Игры и упражнения Способствующие развитию речи» Ноябрь «Как отвечать на детские вопросы» «Как воспитать в детях честность» «Воспитываем у ребенка эстетическое восприятие природы» «Воздух в доме» Декабрь «Домашний кукольный театр» «Побольше чуткости и внимания» «Детские выдумки и фантазии» Январь Февраль «Музыка природы в душе ребенка» «Девочек и мальчиков «Читайте книги о природе» воспитываем поразному» «Чему ребенок «Больше общения» обучается в сюжетно ролевой игре» «Энциклопедия животного мира для детей» Школа Айболита «Осторожно – Высокопотогенный вирус гриппа H1N1» «Любимый напиток моего ребенка» «10 советов родителям как вырастить ребенка здоровым» «Как укрепить иммунитет ребенка» «Домашняя аптечка» «Компьютер и зрение» 23 Март «Во что играют наши дети» «Овладение детьми 45 лет правильным звукопроизношением» «Берегите воду!» «Советы по закаливанию детей в домашних условиях» Апрель «Искусство хвалить» «Игры для формирования связной речи у детей 4-6 лет» «Лесная опасность - клещевой энцефалит!» Май «Ознакомление дошкольника с элементарными правилами перехода проезжей части дороги» «Знакомим детей с природными особенностями родного края» «Воздух в доме» «Ребенок в зазеркалье» (что такое леворукость) «Нужны ли ребенку солнцезащитные очки?» Таблица 8 2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ» Средняя группа мероприятие Родительское собрание «Детский сад и семья. Взаимодействие и сотрудничество» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Выставка поделок из природного материала Цель: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия природы. Проект «Город маленьких пешеходов» Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте; привлечь к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах. Проект «Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?» Цель: выяснение причин почему осенью на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет? дата проведения сентябрь ответственные сентябрь воспитатели группы сентябрь воспитатели группы сентябрь воспитатели группы воспитатели группы 24 Проект «Что мы знаем о древесной коре?» Цель: познакомить детей с ролью коры в жизни дерева; приобщать родителей к участию в совместной работе, направленной на умственное развитие детей. октябрь воспитатели группы Проект «Новый год у ворот» Цель: познакомить детей и родителей с традициями празднования Нового года декабрь воспитатели группы Выставка поделок на Новогоднюю тематику Цель: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия декабрь воспитатели группы Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок» Цель: способствовать сплочению родительского коллектива, семейных отношений, активной позиции родителей в благоустройстве жизненного пространства детей в детском саду. Утренник, посвященный празднованию Нового года Цель: способствовать развитию актерских умений у детей, вовлечение родителей в педагогический процесс декабрь воспитатели группы конец декабря муз. работник ДОУ, воспитатели группы Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за 1 полугодие. Основные направления работы на 2 полугодие» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Спортивный досуг «Зимние забавы» Цель: укреплять физическую выносливость детей, воспитывать интерес к спорту; способствовать сплочению родительского коллектива Выставка детских поделок ко дню празднования Дня Защитника Отечества Цель: расширение представлений детей о Российской армии; привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. январь воспитатели группы, педагог-психолог ДОУ февраль воспитатели группы, физ.инструктор. февраль воспитатели группы март воспитатели группы март воспитатели группы Праздничный утренник в честь 8марта! Цель: создание эмоционально-радостной атмосферы праздника, возможности выразить любовь и нежное отношение детей к своим мамам. Проект «Моя мама лучшая на свете…» Цель: воспитывать любовь, заботливое отношение и уважение к маме. 25 Трудовой десант «Озеленение территории детского сада» Цель: создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зеленого ландшафта для детей. Выставка детских работ, посвященных празднованию дня Победы Цель: воспитание патриотических чувств у детей; побуждать родителей к совместному творчеству с ребенком. Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за учебный год. Направление работы на следующий год» Цель: подвести итоги воспитательнообразовательной работы с детьми, проанализировать результаты взаимодействия с родителями, определить перспективы развития дошкольников в следующем учебном году, познакомить родителей с планом летней оздоровительной работы ДОУ. апрель воспитатели группы май воспитатели группы май воспитатели группы Таблица 9 4 год посещения ДОУ. 1 блок «Педагогическое просвещение родителей» в старшей группе Месяц Сентябрь Добрые советы Советы психолога и логопеда Психологические «Задачи воспитания особенности ребенка и образования 6 года жизни» детей 6 года жизни» Октябрь «Ваш ребенок в межнациональном коллективе» Ноябрь «Нормативные основы защиты прав детства» Декабрь «Новый год - время исполнения желаний» «Игры для обогащения и активизации словарного запаса старшего дошкольника» «Произношение у детей старшего дошкольного возраста» «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет» В союзе с природой «О экологическом празднике -День журавля» «Воспитываем у ребенка эстетическое восприятие природы» Школа Айболита «Как научить ребенка сохранять правильную осанку » «В чем выражается угроза для здоровья детей при работе за компьютером» «Поэтические строки о природе» «Ротавирусные энтериты» «Ребенок рисует природу» «Прогулка ребенка зимой» 26 Январь «Учить алфавит легко и весело» «Воспитываем самостоятельность с малых лет» Февраль «Рецепты составления домашней библиотечки» «Как организовать детский праздник дома» «Тревожен ли ваш ребенок? Как снять тревожность у ребенка» «Хорошая память какая она» «Нужно ли отдавать ребенка в спортивную секцию и в какую» «Будьте бдительны на улицах города» «Нравственное воспитание в семье» Март Апрель Май «Пробуем сочинять стихи и рифмы» «Рассказы о природе Виталия Бианки для детей» «Евгений Чарушин для детей» «Домашняя аптечка» «Семьей на природу» «Укрепляем мышцы спины - формируем правильную осанку» «Лесная аптека» «Загадки о растениях» «Смена молочных зубов» «Лето - время для «Лето - время сбора набираться сил коллекций и энергии» природного материала» Таблица 10 2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ» Старшая группа мероприятие Родительское собрание «Детский сад и семья. Взаимодействие и сотрудничество» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Выставка поделок из природного материала Цель: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия природы. Проект «Здоровье» Цель: мотивировать родителей на сотрудничество с педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей. Проект «Я познаю мир» Цель: выявить необходимость применения опытноэкспериментальной деятельности в процессе их дата проведения сентябрь ответственные сентябрь воспитатели группы октябрь воспитатели группы декабрь воспитатели группы воспитатели группы 27 познавательного развития; приобщение родителей к развитию у детей навыков экспериментирования. Выставка поделок на Новогоднюю тематику Цель: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия декабрь воспитатели группы Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок» Цель: способствовать сплочению родительского коллектива, семейных отношений, активной позиции родителей в благоустройстве жизненного пространства детей в детском саду. Утренник, посвященный празднованию Нового года Цель: способствовать развитию актерских умений у детей, вовлечение родителей в педагогический процесс декабрь воспитатели группы конец декабря муз. работник ДОУ, воспитатели группы Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за 1 полугодие. Основные направления работы на 2 полугодие» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Проект «Елочка» Цель: приобщение ребенка к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников; вовлечение родителей в образовательный процесс. Спортивный досуг «Зимние забавы» Цель: укреплять физическую выносливость детей, воспитывать интерес к спорту; способствовать сплочению родительского коллектива Выставка детских поделок ко дню празднования Дня Защитника Отечества Цель: расширение представлений детей о Российской армии; привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. январь воспитатели группы, педагог-психолог ДОУ январь воспитатели группы февраль Физ.инструктор, воспитатели группы февраль воспитатели группы март воспитатели группы, заранее приглашенные родители воспитанников группы Проект «Огород на подоконнике» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности; воспитание у детей любви к природе; активизировать у родителей позицию участника образовательного процесса. 28 Трудовой десант «Озеленение территории детского сада» Цель: создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зеленого ландшафта для детей. Выставка детских работ, посвященных празднованию дня Победы Цель: воспитание патриотических чувств у детей; побуждать родителей к совместному творчеству с ребенком. Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за учебный год. Направление работы на следующий год» Цель: подвести итоги воспитательнообразовательной работы с детьми, проанализировать результаты взаимодействия с родителями, определить перспективы развития дошкольников в следующем учебном году, познакомить родителей с планом летней оздоровительной работы ДОУ. апрель воспитатели группы май воспитатели группы май воспитатели группы Таблица 11 5 год посещения ДОУ. 1блок «Педагогическое просвещение родителей» в подготовительной к школе группе Месяц Добрые советы Советы психолога В союзе с Школа и логопеда природой Айболита «Задачи «Психологические Сентябрь Об экологическом «Еще раз о воспитания и образовании фруктах и особенности образования овощах» ребенка 7 года детей 7 года жизни» жизни» «Рисуем с Октябрь «Скоро в «На подступах к «Первые ребенком школу!» тетради» признаки природоохранные гриппа» знаки» Первое знакомство Ноябрь «Отгадай мою «Профилактика «Утренняя ребенка с загадку» нарушений письма гимнастика» «Красной книгой» у будущих первоклассников Декабрь «Учить алфавит «Правила обучения «Жизнь «Профилактика легко и весело» чтению» замечательных плоскостопия» зверей» (домашние тренажеры) «Счетные «Повести и Январь «Готовность «Мороз и солнце палочки для рассказы о ребенка к школе - день игры и для природе что это?» чудесный!» учебы» М.Пришвина для детей» 29 Февраль «Устройте вечер воспоминаний о своей учебе в школе» «Роль родителей в формировании мотивационную готовности ребенка к учебе в школе» «Лыжные прогулки» «Гимнастика для глаз» Март «Кем быть?» (еще раз о профессиях) «Путешествие в историю» «Мама, пойдем в библиотеку» «Огород на подоконнике руками ребенка» «Осторожно ледоход!» «Что ребенку можно знать о лекарствах» «Факторы здоровья» Апрель Май «Юный велосипедист на улицах города» «О фонематическом слухе» «Микроклимат семьи и психическое здоровье ребенка» «Любимое время года» Таблица 12 2 блок «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ» Подготовительная к школе группа мероприятие дата ответственные проведения Родительское собрание «Детский сад и семья. сентябрь воспитатели Взаимодействие и сотрудничество» группы Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Выставка поделок из природного материала сентябрь воспитатели Цель: активизировать родителей для занятий группы совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия природы. Досуг ко Дню пожилых людей «Согреем ладони, октябрь воспитатели группы, муз. разгладим морщины» работник Цель: способствовать приобщению старшего поколения к жизнедеятельности внуков в ДОУ, воспитывать у детей представление о том, что старики, это мудрые люди, которые стараются многому научить молодежь, но они, из-за слабого здоровья, нуждаются в опеке родных. Проект «Прикоснись к природе сердцем» октябрь воспитатели группы Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края; формирование у родителей более ответственного отношения к экологическому воспитанию детей. 30 Выставка поделок на Новогоднюю тематику Цель: активизировать родителей для занятий совместным творчеством с ребенком, способствовать развитию эстетического восприятия декабрь воспитатели группы Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок» Цель: способствовать сплочению родительского коллектива, семейных отношений, активной позиции родителей в благоустройстве жизненного пространства детей в детском саду. Утренник, посвященный празднованию Нового года Цель: способствовать развитию актерских умений у детей, вовлечение родителей в педагогический процесс декабрь воспитатели группы конец декабря Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за 1 полугодие. Основные направления работы на 2 полугодие» Цель: распространять педагогические знания среди родителей. Цикл занятий с участием родителей «Знакомство с профессиями» Цель: расширять представления детей о профессиях родителей, формировать у родителей активную позицию участника образовательно-воспитательного процесса в группе детского сада, которую посещают их дети. январь муз. работник ДОУ, воспитатели группы воспитатели группы, педагог-психолог ДОУ январь воспитатели группы, онлайнвыступления родителей Выставка детских поделок ко дню празднования Дня Защитника Отечества Цель: расширение представлений детей о Российской армии; привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. февраль воспитатели группы Проект «В гостях у сказки» Цель: развитие интереса к сказке; раскрытие совместного творчества детей; создание оптимальных условий для деятельности совместно с родителями. март воспитатели группы Утренник, посвященный празднованию8 Марта Цель: способствовать укреплению семейных уз; возможность проявления заботы и внимания представителей сильного пола к близким женщинам. «Конкурс-выставка «Герб семьи» Цель: способствовать укреплению семейных уз. март воспитатели группы апрель Педагог- психолог ДОУ 31 Трудовой десант «Озеленение территории детского сада» Цель: создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зеленого ландшафта для детей. Выставка детских работ, посвященных празднованию дня Победы Цель: воспитание патриотических чувств у детей; побуждать родителей к совместному творчеству с ребенком Родительское собрание «Итоги качества выполнения программы за учебный год. Направление работы на следующий год» Цель: подвести итоги воспитательнообразовательной работы с детьми, проанализировать результаты взаимодействия с родителями, определить перспективы развития дошкольников в следующем учебном году, познакомить родителей с планом летней оздоровительной работы ДОУ. Выпускной бал «До свидания, детский сад» Цель: создание обстановки радости для детей и гордости для родителей от того, что дети уже совсем самостоятельные, многое знают и готовы пойти учиться в школу. апрель воспитатели группы май воспитатели группы май воспитатели группы май воспитатели группы 32 4.1. Характеристика основных направлений работы по каждому блоку: 1блок. «Педагогическое просвещение родителей». Воспитатели группы, заведующая, педагог-психолог и учитель-логопед изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социальнодемографический паспорт семей, анализируют полученные данные, выявляют проблемы, а затем организуют общесадовские и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке. Тематика данной работы выбрана по принципу - ознакомление родителей с возрастными особенностями развития детей и по проблемам усвоения детьми содержания общеобразовательной программы. 2блок. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ». Воспитатели группы совместно с музыкальным работником и спортинструктором организуют: проекты, практические занятия, трудовые десанты, работу творческих групп по интересам, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др. и привлекают родителей воспитанников в проведении данных мероприятий. Формы подведения итогов: на родительских собраниях, по итогам учебного года воспитатели группы общеразвивающей сообщают программы, общий дают результат общие усвоения рекомендации, детьми содержания выражают устную благодарность или награждают грамотами наиболее активные семьи. 33 Используемая литература: 1. Взаимодействие детского сада и семьи. //Детский сад от А до Я. 2004. 2. Доронова, Т.Н. Соловьева, Е.В. А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьѐва, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС. 2001. 3. Давыдова, О.И., Богословец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. / О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Кротова, Т. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников. / Т.Кротова //Дошкольное воспитание. 2007. 5. Кротова, Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников. /Т.В.Кротова. // Управление ДОУ. 2008. 6. Кротова, Т.В., Комарова, О.А.Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями. [Текст] / Т.В.Кротова, О.А.Комарова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008. 7. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. / Т.В.Кротова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2007. 8. Кротова, Т.В., Позднякова, Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов. [Текст] / Т.В.Кротова Т.В., Е.С.Позднякова //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. 9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 10. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 11.Мертвищева, Н.А. Повышение уровня педагогической компетентности родителей. / Н.А.Мертвищева //Дошкольная педагогика. 2008. 12.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. Под ред.: С.А. Козловой. /- М.: Академия, 2002. 13.Общение детей в детской саду и семье. Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.исслед. институт дошкольного воспитания Акад. пед. наук РФ. / - М.: Педагогика, 1990. 34 14.Орлова, Л.Ю. Семья и детский сад. / Л.Ю.Орлова // Газета Детский сад. Управление. 2003. 15.Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей. [Текст] / Л.Е.Осипова.– М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2008. 16.Письмо Минобразования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» от 22 июля 2002г. № 30-51-547/16 зам. министра Е.Е. Чепурных. Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания. // Управление ДОУ. 2006. 17.Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Подъяков. -М.: Просвещение, 1988. 18.Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада. Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьева Е. В. Якобсон С.Г.; науч. рук. Е. В. Соловьева. / Т.И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2010. 19.Симонович, А.С. Хрестоматия. «Кто может быть воспитателем». / А.С.Симонович. М.: Просвещение, 1976. 20.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Е.О.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 21.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с. учреждения с семьей./ 22.Сухомлинский, В.А. О воспитании. [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М., 1973. 23.Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. / Е.Н.Степанов, Л.М. Лузина. - М., 2002. 24.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М., 1999. 35